Турбулентность на рынке госдолга обходит еврозону стороной, и причины этого не только позитивные
Великобританию и Соединенные Штаты накрыла волна беспокойства инвесторов по поводу роста госдолга и устойчивой инфляции, но еврозону эти рыночные потрясения, похоже, в основном обходят стороной - хотя причины такого затишья не самые приятные.
Доходность 10-летних государственных облигаций Великобритании и Соединенных Штатов выросла на 100 базисных пунктов с сентября, так как инвесторы обеспокоены по поводу налогово-бюджетных планов лейбористского правительства Великобритании и будущей администрации Дональда Трампа в Соединенных Штатах.
При этом в Германии, крупнейшей экономики и финансового ориентира еврозоны, рост доходности составил менее половины этого значения, несмотря на приближающиеся всеобщие выборы, на которых крайне правые могут значительно улучшить свои позиции.
Инвесторы утешаются тем, что в Берлине стоимость обслуживания государственного долга гораздо ниже, чем в Вашингтоне или Лондоне.
"Германия - единственная крупная экономика в мире, которая может позволить себе выпустить дополнительные облигаций для финансирования государственных расходов, если примет такое решение", - сказал Франческо Кастелли из Banor.
Однако даже у обремененных долгами Италии и Франции рост доходности облигаций оказался значительно меньше, чем в Великобритании или Соединенных Штатах.
Отчасти это может отражать некоторые признаки бюджетной дисциплины Рима и Парижа, где новое правительство пообещало привести государственные финансы в порядок.
Однако существуют и менее позитивные причины, из-за которых кредиторы не требуют более высокой стоимость займов для правительств еврозоны.
Экономический рост в блоке, и особенно в Германии, остается слабым из-за более высоких цен на энергоносители и недостаточной конкурентоспособности в ключевых отраслях, таких как автомобилестроение и технологии.
Это, вероятно, спровоцирует снижение инфляции, приведет к продолжению экономической стагнации и вынудить Европейский центральный банк быстро снизить процентные ставки в ближайшие месяцы.
Экономика США, напротив, демонстрирует динамичный рост вопреки ожиданиям, и среди экономистов крепнет уверенность в том, что стране вполне может быть уготован сценарий структурно более высокой нейтральной процентной ставки - такому уровню стоимости заимствований, который обеспечивает баланс в экономике.
Протекционистская политика будущей администрации избранного президента Дональда Трампа может способствовать подъему инфляции, делая импорт дороже, что в свою очередь заставит ФРС сохранить высокие ставки на более длительный период и окажет повышательное давление на стоимость заимствований.
"В Соединенных Штатах каждая позитивная новость воспринимается как свидетельство того, что экономика укрепляется не только циклически, но и структурно, а нейтральная ставка может находиться между 3% и 4%", - сказал Фредерик Дюкрозе из Pictet Wealth Management.
"В Европе практически нет надежд на то, что уровень экономического роста будет хорошим", - добавил он, указав на опрос ЕЦБ, согласно которому долгосрочные ожидания ставки находятся на уровне 2%.
Разумеется, ситуация может измениться - как в лучшую, так и в худшую сторону - особенно учитывая неопределенность, связанную с президентством Трампа, который сказал, что Европа будет дорого платить за постоянный профицит торгового баланса с Соединенными Штатами.
Расхождение процентных ставок также имеет свои пределы, поскольку высокая доходность госбондов США обычно толкает вверх доллар и усиливает рост цен на импорт в Европе, особенно через стоимость энергоносителей.
"Шесть недель подряд доходность в Европе растет - это самая длинная череда с сентября 2022 года, и она опровергает распространенное мнение о том, что вторая по величине экономика в мире сломлена, а инфляция побеждена", - говорится в записке Societe Generale для клиентов.
В качестве положительного фактора Дюкрозе из Pictet отметил, что Германия может выбраться из экономической ямы, если следующее правительство решит использовать фискальные возможности для инвестиций, стимулируя экономический рост и инфляционные ожидания.
Это, вероятно, выльется в более высокие долгосрочные ставки, что в данном случае будет скорее показателем успеха, чем проблемой, сказал он.